«А давайте мысленно вернемся в март 2022 года: самолеты арестованы, полеты за границу прекращены, у авиакомпаний проблемы с лизингодателями. Какие прогнозы отрасли вы давали тогда на ближайшие два года? И как оцениваете ситуацию сейчас?» — обратился к участникам дискуссии «Авиация в новой реальности» в рамках авиафорума «Крылья будущего» Илья Кабачник, заместитель директора по авиационному страхованию «Альфа-Страхование». Мероприятие прошло 25 сентября, уже традиционно в отеле «МонАрх».
Отвечая на вопрос, делегаты сошлись во мнении, что ожидания были весьма пессимистичными, но, к счастью, они не оправдались, хотя каждому участнику рынка пришлось столкнуться с собственными вызовами.
«Наша компания в принципе пересобрала себя. Была проделана огромная работа по перестройке всей сети, перепрошивке IT-ландшафта. А усилия юридической службы обеспечили массу необходимых процессов», — рассказал Андрей Напольнов, заместитель директора департамента бизнес-анализа и стратегического развития ПАО «Аэрофлот».
В свою очередь Константин Пьянков, коммерческий директор S7 Airlines, поделился, что, помимо прочего, за небольшой промежуток времени и в достаточно стесненных обстоятельствах перевозчик смог масштабировать работу в иркутском и новосибирском хабах.
«Мы, по сути, за два года утроили свои объемы в Иркутске», — сказал он.
Не заметили, как пролетели два года, в аэропорту Пулково: авиагавани пришлось перезапустить маршрутную сеть и искать способы, как восстановить выручку.
«Для этого мы очень сильно ушли в туризм, плотно общаемся с туристическим бизнесом, вникаем во все их проблемы», — рассказала Асият Халваши, директор по авиационной коммерции аэропорта Пулково.
В настоящее время волнуют участников рынка рост стоимости керосина, аэропортовых сборов, ремонта и технического обслуживания авиапарка, проблемы на рынке труда. Остро стоит вопрос, связанный с поддержанием действующего флота. Однако российские перевозчики рассчитывают в следующем году сохранить объемы 2023-2024 годов.
По итогам прошлого года отечественные и международные компании перевезли по России 123 млн пассажиров. В этом году показатели будут близки к этим цифрам, полагают эксперты.
«Цель группы „Аэрофлот“ — обслужить 55 миллионов путешественников. А так как мы идем с темпом примерно 50% рынка, то российские авиакомпании могут перевезти в целом около 110 миллионов человек», — считает г-н Напольнов.
Также участники дискуссии констатировали: зарубежные перевозчики, в том числе из стран СНГ, нарастили число рейсов.
«В 2019 году доля иностранных авиакомпаний на международных линиях была на уровне 25%, в 2022-м — доходила до 42%. В этом году есть небольшой разворот: по первому полугодию доля иностранцев на международных линиях составила около 40%», — рассказал представитель «Аэрофлота».
«Знаете, чего хотят иностранные перевозчики? Чтобы им разрешили летать внутри России!» — сказал Александр Сизинцев, генеральный директор ORS.
И такой сценарий развития событий вполне возможен, если, к примеру, авиаотрасли поступит заказ государства на перевозку, допустим, 150 миллионов человек, добавил эксперт. Российские авиакомпании делают все возможное для того, чтобы тот флот, который у них есть на сегодняшний день, полноценно функционировал, но, увы, они приблизились к пику его использования.
«Когда мы говорим про показатели 93-95% загрузки — это „вау“. Но теперь встает другой вопрос — где бы найти самолеты?» — отметил г-н Сизинцев.
Указал спикер и на трудности, связанные с переходом авиаотрасли на отечественное программное обеспечение. Сравнение с зарубежной системой Amadeus, которое довлело на первоначальном этапе перехода, российским разработчикам удалось обратить в свою сторону.
«Мы, наверное, первый год делали всё, как в Amadeus, потому что люди к этой системе привыкли. Но через год пришло осмысление, что, оказывается, можно сделать лучше», — рассказал он.
Обсудили участники сессии необходимость привлечения новых туристических рынков. Только у Пулково в этом году прирост по международным направлениям составил 25%.
«В 2023-м мы нарастили почти миллион пассажиров из-за рубежа и в текущем году ожидаем положительную динамику — до 4 миллионов человек. Рост на этом направлении у нас идет за счет увеличения присутствия иностранных авиакомпаний», — заметила г-жа Халваши.
Андрей Напольнов из «Аэрофлота» выразил надежду, что иностранные туристы будут заполнять рейсы и российских перевозчиков, так как на международных линиях загрузка группы несколько ниже — на уровне 85-86%, тогда как на внутренних — не менее 90%.
В следующем году авиаотрасль все так же будет сфокусирована на китайском рынке, ожидают эксперты. Национальный российский перевозчик продолжит летать в Пекин, Шанхай, Гуанджоу, Чэнду, на остров Хайнань.
«Кстати, многие китайцы прилетают в Россию и потом используют внутренние линии. Особенно популярны среди них те регионы нашей страны, где можно увидеть северное сияние», — заметил г-н Напольнов.
Продвижение отдельных турпродуктов могло бы повысить привлекательность российского рынка для въездного туризма, уверены эксперты.
«Понимаете, иного выбора, кроме как победить, у нас нет. А именно сделать так, чтобы самолеты летали, пассажиры путешествовали и все оставались довольны, — уверен г-н Пьянков.
Также он добавил, что наблюдает «адаптацию путешественников к сложившемуся внешнему фону»: люди привыкают к ситуации, становятся спокойнее. Подтверждение этому — увеличение горизонта планирования поездок, более ранее бронирование билетов.
«Мы уже знаем верхнюю и нижнюю границы: у нас были 2019 год и пандемийный 2020-й. То есть, условно, мы понимаем: что бы ни происходило, а вот это количество пассажиров совершат свой перелет. У нас есть ориентиры. Теперь будем стремиться только вверх!» — заключил спикер.
Мария Коваль