Компания Amadeus подготовила исследование, посвященное главным тенденциям туристической индустрии на ближайшее десятилетие. Согласно докладу Shaping the Future of Travel, отрасль ждет устойчивый рост и развитие технологий, а главным ее локомотивом станут страны Азии во главе с Китаем. Бизнес-туризм также выходит из посткризисной «зоны ожидания», но полного оздоровления достигнет лишь к 2018 году.
Последние десять лет, вошедшие в историю как годы глобального экономического кризиса и его преодоления, были как никогда сложными для мировой тревел-индустрии. Но главные трудности переходного периода, если верить исследованию Amadeus, остались позади — в будущее можно смотреть с оптимизмом. Отрасль вступает в новое десятилетие уверенного роста, который во многом будет обусловлен бурным развитием тревел- и мобильных технологий, увеличением доступности авиаперелетов благодаря конкуренции между традиционными перевозчиками и лоукостерами, а также расширением и диверсификацией предложений отелей. Прирост международного туристического потока составит 5,4% в год, превысив показатель глобального ВВП на 2%.
Ведущими в туристической индустрии будут развивающиеся рынки, интерес к которым со стороны деловых путешественников по-прежнему высок. Если в 2013 году доля Китая, Бразилии, Индии, России, Индонезии, Турции и других развивающихся стран в международном авиационном трафике составила 44%, то в течение следующих десяти лет она увеличится до 51%.
Лидером в этой гонке станет Китай: уже в 2014 году по объемам выездного туризма самая густонаселенная страна в мире обгонит США, а к 2017 году сможет обойти крупнейшую экономику и по внутреннему туризму. Доля только китайских туристов к 2023 году достигнет 20% от мирового турпотока, то есть каждый пятый путешественник будет жителем Поднебесной.
Авторы исследования Amadeus отмечают, что развивающиеся рынки наиболее восприимчивы к новым инструментам, технологиям и бизнес-моделям. Местные агенты проявляют больше гибкости и готовности к экспериментам, активнее адаптируют глобальный и региональный контент к нуждам путешественников и внедряют мобильные решения для поиска предложений отелей и авиакомпаний, бронирования, оплаты и получения дополнительной информации, в отличие от своих коллег из крупных международных компаний.
Бизнес-тревел выходит на докризисный уровень
Затянув пояса из-за глобального экономического кризиса, европейские и американские компании искали пути оптимизации расходов на деловые поездки. Политика снижения затрат подтолкнула многих корпоративных покупателей отказаться от услуг агентств и перейти к организации командировок силами собственных тревел-специалистов или самих сотрудников. Активно поощрялись альтернативные способы коммуникации, например, видеоконференцсвязь.
Как отмечают эксперты Amadeus, в последние годы в большинстве компаний серьезно сократились и лимиты на организацию командировок. Так, повсеместно произошел отказ от билетов бизнес-класса в пользу премиум-эконома или обычного эконома, при этом среднее количество ночей пребывания бизнес-путешественника в отеле стало меньше, а категория гостиницы — ниже. Особенно заметен отказ от премиальных классов обслуживания на ближне- и среднемагистральных рейсах.
По прогнозам специалистов Оксфордского университета, расходы американских сотрудников в 2014 году только-только выйдут на докризисный уровень, европейский рынок же полностью восстановится не ранее 2018 года. В период оздоровления традиционных экономик двигать вперед мировую индустрию делового туризма продолжат страны Северо- и Юго-Восточной Азии, на долю которых придется 42 и 13% тревел-расходов на международные поездки соответственно.
Авиарынок: в погоне за дешевыми авиабилетами
Один из главных трендов в туристической индустрии прошедшего и будущего десятилетия — оптимизация расходов и жесткая экономия. Поэтому наметившаяся конкуренция между традиционными (legacy) авиакомпаниями и лоукостерами, по данным Amadeus, будет только расти. Особенно это будет заметно на ближнемагистральных рейсах, где пассажиры готовы смириться с отсутствием бесплатного питания и других удобств при условии дешевого билета.
Уже сегодня бюджетные перевозчики опережают традиционные авиакомпании на всех континентах. Только в европейском воздушном пространстве они ежегодно перевозят 250 млн путешественников, причем в будущем показатель будет увеличиваться. По мнению экспертов, устойчивый спрос на услуги лоукостеров в развивающихся странах Азии, Ближнего Востока и Африки обеспечит средний класс, доля которого в трафике авиакомпаний-дискаунтеров за последние пять лет выросла вдвое.
Дальнейшее развитие бюджетных авиакомпаний потребует от них существенного изменения привычной бизнес-модели, основанной на строгой экономии, — в частности, введения дополнительных услуг или возможности повышения классов обслуживания.
Традиционные перевозчики, в свою очередь, попытаются адаптировать отдельные составляющие стратегии лоукостеров, чтобы конкурировать с последними по уровню эффективности и ценам. По данным KPMG, уже в 2012 году разница в стоимости креслокилометра (Available Seat Kilometer) между ними составляла всего 2,5 центов, в то время как в 2006 году этот показатель был равен 3,6 центов.
Эксперты уверены, что, несмотря на продолжающуюся конвергенцию между бизнес-моделями авиакомпаний и появление гибридных перевозчиков, дальше определенного предела эта интеграция не зайдет. У традиционных авиакомпаний слишком много сдерживающих факторов, не позволяющих до бесконечности снижать цены не в ущерб качеству обслуживания.
При этом авторы отчета отмечают большой потенциал развития лоукостеров и говорят о возможной диверсификации их авиапарка (рассчитанного главным образом, на ближне- и среднемагистральные рейсы), расширении географии полетов и списка предлагаемых услуг, что в долгосрочной перспективе будет приближать их к традиционным перевозчикам. Вопрос в том, удастся ли при этом лоукостерам сохранить главное преимущество — дешевые билеты.
Отели: в погоне за упущенной выгодой
Отели также ощутили на себе последствия кризиса, когда недосчитались большого числа гостей. Многие деловые путешественники начали останавливаться в гостиницах более низкой ценовой категории либо бронировать меньшее количество ночей. Некоторые и вовсе отказались от отелей и перешли на однодневные командировки.
Основной «удар» приняли на себя средства размещения среднего ценового сегмента, так как сузившийся рынок оказался разделен между пятизвездочными отелями, ориентированными на топ-менеджеров, дешевыми гостиницами и хостелами.
В погоне за упущенной выгодой отельеры стали присматриваться к новым технологиям и инструментам, попутно расширяя целевую аудиторию, активно перенимать у авиакомпаний приемы управления доходностью, ценовую дискриминацию и диверсификацию услуг, уделяя все больше внимания дополнительным источникам прибыли (например, организуя под крышей отеля шоппинг-молл) и тревел-опциям. Распространение интернета и социальных медиа также повлияло на бизнес-модель. К слову, предоставление беспроводного доступа в интернет стало уже стандартом в индустрии.
Очевидно, что растущий поток туристов из стран Азии в следующие десять лет обеспечит необходимый спрос на услуги гостиниц. Вместе с тем, по мнению опрошенных Amadeus специалистов, отельерам придется снижать цены, чтобы удовлетворить потребности «экономных» представителей азиатского среднего класса. Помимо умеренных тарифов, ситуация будет диктовать отелям и другие условия, в частности, ориентацию на азиатские вкусы в кухне и обслуживании, знание персоналом соответствующих языков.
Бизнес на расстоянии
С развитием технологий все больше компаний внедряют и используют систему конференц-связи. В частности, корпорации обратились к Telepresence как альтернативе командировкам, в особенности, когда дело касается внутренних совещаний самой компании или рутинных переговоров между давними партнерами. Эксперты отмечают, что удаленное общение позволяет сэкономить не только время, потраченное на командировку (включая ее подготовку), но и существенно сокращает продолжительность самой встречи, ведь по статистике удаленные совещания в среднем проходят быстрее очных.
Однако говорить о том, что телеконференции смогут полностью заменить поездки, нельзя. Личный контакт продолжает оставаться наиболее эффективной формой делового общения, в особенности в сфере продаж, а также в силу национальных особенностей и деловых традиций на некоторых рынках (например, в Азии и на Ближнем Востоке). Исследователи говорят и о том, что тесное личное общение способствует групповой продуктивности. Нельзя также забывать, что многие важные договоренности в бизнесе достигаются кулуарно, в ходе неформального общения на кофе-брейках и т.д. Наконец, телеконференции не подходят для мероприятий, в которых счет участников идет на сотни и более (MICE-мероприятия, тренинги, симпозиумы).
Компании стараются соблюсти оптимальный баланс между удаленным общением и встречами лицом к лицу, прописывая в тревел-политиках условия для того или другого способа общения. Соотношение между ними может время от времени меняться под воздействием экономической ситуации, бюджетной политики, смены направления деятельности компании или других внешних или внутренних факторов, но в перспективе видеоконференции и личные контакты будут оставаться равными по значимости инструментами тревел-программы.
Seamless travel — путешествие «в одно касание»
По мере того, как бизнес становится мобильнее, и все больше деловых людей проводят много времени в дороге, набирает популярность концепция так называемого «бесшовного туризма» (seamless travel) — единого билета или брони сразу на несколько видов транспорта. Другими словами, это ваучер «от двери до двери», по которому путешественник едет в аэропорт, садится на самолет и добирается от аэропорта до отеля. Так, клиенты программы лояльности австралийской авиакомпании Qantas уже сегодня могут сразу пройти к выходу на посадку на внутренних рейсах, если не имеют при себе багажа, минуя стойку регистрации. А Singapore Airlines предлагает путешественникам единый билет на самолет и Heathrow Express.
Однако диверсификация провайдеров и отсутствие координации между ними пока тормозит дальнейшую интеграцию различных видов транспорта, сдерживая развитие концепции seamless travel. Решением может стать появление на рынке крупной компании-оператора, своего рода государственного или международного регулятора, который и возьмет на себя важную роль «связующего звена» между поставщиками.
Мобильный тревел: агентство в вашем смартфоне
Эксперты Amadeus сообщают, что в период с 2005 по 2013 гг. количество пользователей мобильных устройств в развивающихся странах стремительно увеличивалось со средним ежегодным приростом 36,8%. Для сравнения: в развитых государствах показатель равен всего 6,8%.
Более того, в 2013 году число абонентов мобильного интернета в развивающихся странах впервые оказалось больше, чем в развитых, — 1,2 млрд. против 900 млн. человек.
Безусловно, «мобилизация» затронула и тревел-индустрию. Аэропорт Schiphol использует сигналы Bluetooth для анализа загруженности терминалов. Ряд мобильных приложений, например, Amadeus Travel Seeker, позволяет отслеживать выгодные тарифы авиакомпаний и отелей. С помощью девайсов путешественники сегодня могут заказывать и оплачивать услуги, а также делиться между собой полезной информацией по организации командировки.
Ожидается, что с 2012 по 2014 год количество мобильных бронирований в США вырастет втрое, достигнув $25,8 млрд. Согласно статистике, трое из десяти американцев в 2013 году забронировали или оплатили билет либо гостиницу с телефона, а больше половины использовали смартфон для поиска соответствующей информации. По прогнозу PhoCusWright, к 2015 году пятая часть всех онлайн-заказов будет осуществляться со смартфонов и планшетов.
Эксперты Amadeus обращают внимание на то, что мобильный контент позволяет поставщикам услуг гораздо быстрее «достучаться» до клиента и предложить ему адаптированный для него продукт.
Флориан Тиннус, директор по работе с корпоративными клиентами и реселлерами Amadeus, говорит, что мобильные технологии дали путешественникам возможность создавать и применять информацию здесь и сейчас. «Мы перешли от «что дальше?» к «что теперь?». Это позволяет разрабатывать продукты, основанные на локальном, социальном и географическом контенте.
Г-н Тиннус также добавляет, что увеличение объемов информации с обеспечением доступа к ним через социальные медиасервисы позволит поставщикам предложить индивидуальный сервис в 2014 году, и компании, которые окажутся в авангарде этого движения, смогут диктовать другим свои правила игры.
По материалу