«По дороге из аэропорта будто засвеченной от солнца лентой вдруг вспыхнули яркие пленочные снимки самого западного уголка нашей необъятной родины — это пришло осознание случившихся балтийских каникул, которые так внезапно ворвались в повседневную суету и перенесли нас, студенток туристических специальностей, в край европейской безмятежности», — вспоминает одна из победительниц конкурса IMG Show 2017 на лучший MICE-сценарий Екатерина Аненко (Журавлева). Авторов трех лучших работ пригласили в путешествие по Калининградской области, программу которого организовала компания «Балтма-турс».
Лебенихт, Альтштадт, Кнайпхоф, Хуфен, Ломзе... Непривычные для слуха исторические названия районов Калининграда, в прошлом Кенигсберга — бывшей столицы Восточной Пруссии, кажется, невозможно запомнить, но ими легко «жонглирует» член правления Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков Калининградской области Елена Платунова. Невольно приглядываемся к табличкам с названиями улиц — мы точно в России? Лесопильная, Красная, Кутузова, Московский проспект... Точно! «Просто мы в городе, у которого два лица, два имени, две судьбы. Он как двуликий Янус», — поясняет Елена.
Архитектура тоже путает карты и эпохи. Среди зданий советской и современной застройки мелькают то готические шпили собора, то красные черепичные крыши вилл начала прошлого века, то белые стены и лаконичные формы домов 30-х годов — образцов баухаус, то стилизованный под фахферк, характерный для Орденского периода, новодел «Рыбной деревни», то нарядные разноцветные фасады Ленинского проспекта, за которыми — кто бы мог подумать! — прячутся типовые хрущевки.
«Калининград прорастает в Кенигсберг, а Кенигсберг — в Калининград, как одеяло пэчворк, скроенное из разных лоскутков», — сравнение Елены Платуновой очень точно передает одну из главных особенностей города, о которой важно помнить самостоятельным путешественникам, рискующим упустить из виду самые яркие «лоскутки».
Один из них — исторический район «Рощи Амалиенау», где роскошные особняки, не похожие друг на друга, но выдержанные в одном стиле, лучами расходятся от маленьких круглых площадей. Градостроительная концепция «Город-сад», придуманная английским социологом, сэром Эбинизером Говардом, и положенная в основу проекта, разработанного в начале 20 века группой архитекторов при участии Фридриха Хайтманна, предусматривала не только радиально-лучевую планировку улиц. Так, каждый житель Амалиенау должен был высадить у своего дома 10-15 деревьев определенных пород — их список выдавал муниципалитет. Этот западный район, в котором сохранилось примерно 60% исторической застройки, по-прежнему утопает в зелени в летний период и считается самым престижным, несмотря на наличие района-близнеца на востоке. Дело в том, что в городе преобладают западные ветры, с Балтики, а значит, в Амалиенау самый чистый воздух!
Неподалеку от улицы Кутузова — уникальный для России квартал таунхаусов начала 20 века, построенных для рабочих вагонной фабрики «Штайнфурт». Тогда каждая семья получала отдельное двухэтажное жилье с подвалом. А с появлением второго ребенка можно было обустроить на мансарде еще одну комнату. Рядом расположились и дома побольше, для инженерно-технического персонала. Бродить по этим уютным улочкам и сейчас одно удовольствие: таунхаусы по-прежнему выкрашены в разные цвета — так боролись с серостью местного климата.
Город чистого разума
Расширить границы времени и пространства можно во время уникальной виртуальной прогулки по «городу, которого нет» в музее «Фридландские ворота». Фотографии Кенигсберга проецируются прямо на проемы этого оборонительного сооружения. А в экспозиции музея представлены предметы быта горожан от начала 17 века до конца 30-х годов прошлого столетия. Вы когда-нибудь видели вафельницу, на которой выгравирован рецепт теста? Вот она, немецкая предусмотрительность!
А знаете ли вы, что один из самых известных жителей Кенигсберга, Иммануил Кант, был российским подданным? Об этом факте биографии немецкого философа часто забывают. Но во время Семилетней войны, когда Восточная Пруссия добровольно вошла в состав Российской Империи, Кант, как и другие жители города, принес присягу на верность Елизавете Петровне. Вскоре провинция вышла из состава России, но от новой присяги философ-идеалист отказался: клятвы даются только раз!
«Думал ли ты, что русский Иван будет стоять на твоем прахе?» — гласила одна из надписей, сделанных советскими солдатами на могиле Канта после вступления в город в 1945 году. Второй была: «Теперь ты понял, что мир материален?»
Надписи давно стерты, но прах Иммануила Канта по-прежнему покоится у северо-восточного угла Кафедрального собора — здания, которое вот уже на протяжении семи веков молчаливый свидетель истории города и его жителей. Созданный из 3,5 миллионов кирпичей ручной работы собор, строительство которого завершилось примерно в 1380 году, — яркий образец северогерманской готики: керамический кирпич использовался в регионах, где нет запасов камня, но богатых пластичными глинами — водно-ледниковыми отложениями моренной гряды.
Кстати, именно из-за особенностей местных почв в Калининградской области есть придорожные аллеи из широколиственных пород деревьев с разветвленной корневой системой — кленов, дубов, ясеней, лип. Их высаживали, чтобы дороги «не плыли».
«На берегу этой тихой реки»
В Кенигсберге бытовала загадка: как прогуляться по всем семи мостам города, не проходя по каждому из них дважды? В поиске ее решения выдающийся математик Леонард Эйлер сделал ряд важных открытий, которые помогли развитию навигационных систем. Попробовать найти путь можно на карте, нарисованной на торце одного из зданий Музея Мирового океана.
Этот музей тоже уникален: здесь создана единственная в стране Набережная исторического флота. Между прочим, на борту научно-исследовательского судна «Витязь», ошвартованного у причала, есть «Морской зал» для мероприятий. В главном корпусе музея оборудованы конгресс-холл, рассчитанный на 200 человек, и овальный зал на 30-40 гостей. На территории музея также предусмотрен конференц-зал на 100 участников. Деловую программу можно совместить с осмотром экспозиции, где представлены и крупнейший в стране скелет кашалота, и глубоководный аппарат «Мир-1», спускавшийся к обломкам «Титаника», и аквариумы с морскими обитателями. А скоро в Музее Мирового океана будет открыт еще один корпус «Планета Океан» — в форме шара!
Среди необычных MICE-площадок на берегу Преголи, самой длинной реки в Калининградской области, — и замковое имение «Лангендорф», но уже за пределами Калининграда, в поселке Сокольники. На протяжении многих веков им владел древний прусский род Пербандт, который обосновался на этих землях еще до прихода рыцарей Тевтонского ордена. В 1944 году членам семьи чудом удалось уйти в Германию — о приближении Красной армии их предупредил знакомый летчик.
В последние годы советской истории на территории имения размещались базы тяжелой грузовой техники. И, кто знает, как могла сложиться судьба «Лангендорфа», если бы несколько лет назад в красоту здешних мест с высоты полета не влюбился авиалюбитель и предприниматель Эдуард Воронецкий. Он застал имение в плачевном состоянии: постройки полуразрушены, кругом гаражи, дорожные плиты, мусор. Чтобы начать реконструкцию, пришлось целых полгода расчищать завалы. И вот с 2016-го здесь открыт гостиничный комплекс с рестораном авторской кухни, летним кафе, «Банным домом», оздоровительным центром с 20-метровым бассейном, тренажерным залом и процедурными кабинетами. И, разумеется, площадками для мероприятий.
«При создании комплекса мы ориентировались на требования для отелей категории пять звезд. Перед открытием, обнаружив несоответствие стандартам, даже ломали перегородки в номерах, чтобы расширить санузлы. Так как наш объект новый, мы опасались, что не все удалось предусмотреть, поэтому решили пройти классификацию на четыре звезды — пусть лучше гости получат больше, чем ожидают, а не наоборот! После Чемпионата мира по футболу планируем сертифицироваться на пятерку», — говорит Эдуард.
Во «Флигеле» к услугам гостей 21 номер, конференц-зал на 100 делегатов, переговорная комната на 10 человек и уютный каминный зал с библиотекой. На территории имения также есть отдельный гостевой дом. А вскоре будут доступны еще 25 номеров повышенной комфортности — в замке, который сейчас восстанавливают по фотографиям и эскизам. «Кстати, мы приглашали в гости представителей этого древнего рода и сами ездили к ним под Мюнхен. Они одобряют то, что мы делаем, радуются, что имение воссоздается».
Бережное отношение нового владельца к истории и архитектуре этого места подкупает. «Площадка, где прямо сейчас проходит мероприятие, — руины бывшей конюшни. Мы не стали их разрушать, накрыли навесом — теперь здесь летняя веранда с барбекю-кухней. Даже в это время года тут достаточно комфортно, так как установлены обогревательные пушки», — показывает нам имение Эдуард.
Сейчас на возвышенности строится театр «Замковая гора». «В развлекательном комплексе, рассчитанном на 200-300 человек, можно будет круглый год проводить презентации, банкеты, концерты, гала-ужины. «Танцевальную площадку, которая легко превращается в зрительный зал, мы решили остеклить. Театр идеально подходит для корпоративных мероприятий — к нему ведет отдельный заезд, и шум не слышен в тихой зоне, где проживают гости».
В «Лангендорфе» возникает ощущение внутреннего покоя. Кстати, над рекой обещают установить беседку для просмотра закатов. Но и зона для активного отдыха (или тимбилдинга?) здесь тоже предусмотрена: футбольное поле уже есть, а скоро будет оборудован Adventure Park — с канатным парком, конюшнями, мини-зоопарком.
Самолет на территории имения — декоративный элемент. Он, а еще древний бук, по словам Эдуарда, самые популярные среди гостей объекты для фото в Instagram. Но если вы решите добираться до «Лангендорфа» по воздуху — в вашем распоряжении ангар для вертолета и вертолетная площадка. Впрочем, можно и по воде. От Куршской косы сюда по Преголе идти примерно 2,5-3 часа. От центра Калининграда — минут 40.
В «Лангендорфе» единственная в Калининградской области частная яхтенная марина. «Она рассчитана на 50-70 лодок в зависимости от размера. В прошлом году мы принимали международный яхтенный фестиваль E70. Планируем продолжить эту традицию», — рассказывает Эдуард.
Янтарный мир
Преголю называют «карликом в объятиях великана». Река образовалась после схода последних ледников из Прибалтики около 15 тысяч лет назад — и сначала была протокой реки Неман. Раньше ее русло было гораздо шире — его очертания до сих пор видны.
Ледник оставил после себя и другие следы. Он таял, вымывал янтарь и нес его к самому молодому морю — Балтийскому. И теперь на Калининградском янтарном комбинате добывают почти 90% мировых запасов янтаря! Подобного месторождения в мире больше нет.
Огромный карьер глубиной около 50 метров, похожий на лунный кратер, придает этому месту какой-то космический вид. А еще здесь построена янтарная пирамида — на нее ушло более 800 килограммов «солнечного камня». Представьте, возраст этой окаменевшей смолы — 50-70 миллионов лет. При этом балтийскому сукциниту (научное название) приписывают особые целебные свойства, потому что это единственный в мире янтарь, поверхность которого окисляется. Янтарная кислота — корочка, которой покрыт необработанный минерал, — природный антиоксидант, биостимулятор. Она есть в клетках человеческого организма, но после 25 лет перестает вырабатываться. Второе уникальное свойство балтийского сукцинита — пластичность: он поддается термической обработке.
Видов янтаря — множество: облачный, пейзажный, перепелиное яйцо, костяной (он же королевский, белый), шлаковый (темный, с кусочками земли), с вкраплениями древних насекомых (инклюзами)... Не отказывайте себе в удовольствии добыть горстку «солнечного камня», вооружившись лопаткой, — и получите диплом старателя!
Поселок Янтарный (бывший Пальмникен) примечателен не только запасами сукцинита, но и тем, что здесь сохранилось множество построек времен Восточной Пруссии (местные сдались 2-й Гвардейской Армии без боя). Бывший охотничий замок прусского короля Фридриха I, к примеру, ныне — комфортабельный пятизвездочный отель Sсhloss Hotel Yantarny. Историческое здание, внешний облик которого восстанавливался по фото и чертежам, объединено с новым корпусом стеклянным переходом.
В гостинице оборудован большой конференц-зал вместимостью до 120 человек, который можно разделить на три части. Происходящее в зале транслируется на экраны в лобби-баре с выходом на террасу. Путь к морю лежит через живописный дендропарк. К слову, здесь самые широкие на Балтике пляжи — 350-550 метров. И самые чистые: пляж поселка Янтарный — первый в России удостоенный «Голубого флага».
Остановите пески!
Попав в Светлогорск (бывший Раушен), сложно сразу ответить на вопрос экскурсовода: «Это город в лесу или лес в городе?» Морской курорт создавался по принципам ландшафтной архитектуры — крыши домов не выше крон деревьев. Современные особняки возводят по тем же правилам, и они похожи на исторические здания. Впрочем, нет-нет да и выглядывают кое-где новостройки-великаны, нарушая гармонию кукольного городка с живыми изгородями из граба, красными черепичными крышами и будто разлинованными стенами домов в стиле неофахверк.
Живописный Светлогорск подходит не только для размеренного отдыха. Здесь можно провести деловое мероприятие — например, в зале на крыше отеля «Русь» с видом на море или в одном из шести конференц-залов под крышей театра эстрады «Янтарь-холл».
Знакомство с Калининградской областью сложно себе представить без поездки на песчаный полуостров протяженностью 98 километров, почти поровну поделенных между Россией и Литвой. Только здесь, поднявшись на смотровую площадку Высоты Мюллера, с одной стороны можно увидеть Куршский залив, а с другой — Балтийское море. Самая высокая точка дюны Болотной — в прошлом Брухберг — названа в честь лесничего, которому в 19 веке благодаря новому способу лесопосадки (с глыбой грунта) удалось остановить дюну, движущуюся на поселок Росситтен (ныне Рыбачий). А самая высокая точка дюны Ореховой (Петш) 62 метра стала Высотой Эфа — в честь ученого и инженера Франца Эфа, предложившего возводить защитные валы — авандюны, зарывая в песок фашины, конструкции из собранных в пучок веток, на которые сверху ветром наносило еще песок.
Только здесь соседствуют горная сосна, облюбовавшая каменистые почвы Альп, и черная ольха, «жительница» заболоченных территорий. Ландшафт, созданный человеческими руками для закрепления подвижных песков, по праву вошел в список Всемирного культурного наследия Юнеско.
После того как возьмете обе высоты, попробуйте куршского судака в ресторане гостинично-развлекательного комплекса «Альтримо». Говорят, эта рыба обладает уникальным вкусом, потому что она проходная: заплывает в море из пресноводного залива, а потом возвращается обратно. «Мы гордимся своей кухней. Наш ресторан входит в двадцатку лучших в Калининградской области. Бренд-шеф у нас из Москвы — Александр Гаврилычев, один из первых российских бренд-шефов, который начал заниматься русской национальной кухней. При приготовлении блюд мы используем много местных аутентичных продуктов», — рассказывает управляющий партнер и идейный вдохновитель «Альтримо» Дмитрий Кириллов.
Территория комплекса, названного в честь прусского бога воды, растянута вдоль берега Куршского залива примерно на 300 метров. Два банкетных зала открыты для корпоративных и частных мероприятий. Малый зал рассчитан на 50-60 человек, для большего количества гостей подойдет летний банкетный зал, который вмещает до 200 человек. «Он удобен тем, что его можно разделить на две части — в одной провести конференцию, а в другой сразу накрыть гала-ужин», — поясняет Дмитрий.
Не самая сильная сторона комплекса — это небольшой номерной фонд. «Для размещения участников конференции мы можем предоставить 30-35 номеров — до начала июля. С июля по конец августа у нас много отдыхающих — и организовать групповые проживания довольно сложно. Но наш комплекс активно используют как площадку для проведения гала-ужинов, банкетов после деловой части программы в Калининграде, например. Ведь знакомство с нашим регионом редко обходится без выезда на Куршскую косу».
«В нашей насыщенной программе балтийская гостеприимность прослеживалась буквально во всем: начиная от продуманных деталей поездки и заканчивая каждой улыбкой, — говорит Екатерина Аненко (Солнечногорск). — Будьте уверены, площадка на любой вкус точно найдется в Калининграде, примыкающих городах-курортах или в национальном парке „Куршская коса“. Я благодарна ассоциации АБТ-ACTE Russia за прекрасную возможность на целых четыре дня окунуться в атмосферу MICE!»
«Большое спасибо принимающей стороне — „БалтмаТурс“, которая сделала поездку максимально интересной и полезной и, в свою очередь, показала, как должна работать профессиональная туристическая компания, — отметила другая победительница Виктория Крамаренко (Москва). — Мы проинспектировали многие отели, что дало нам возможность увидеть, как работает система „изнутри“, пообщались с людьми, которые давно в индустрии гостеприимства и смогли передать нам немного своего опыта».
«И, конечно, огромная благодарность экскурсоводу Елене Платуновой, настоящему профессионалу своего дела, которая в течение всей поездки нас сопровождала и делилась интересными фактами», — добавила победительница из Иркутска Татьяна Еремеева.
Наталья Травова