«Что будет дальше?» — жизнь настолько непредсказуема, что за ответом на данный вопрос все чаще обращаются к астрологам и экстрасенсам, но лидерам бизнес-тревел это, в силу многолетнего опыта, ни к чему. На BBT Forum 2024 во время первой, ключевой, сессии ведущие игроки рынка справились с непростой задачей без мхатовских пауз. Хотя, нужно отдать должное, благодаря ее неповторимому модератору — Вадиму Зеленскому, CEO ZCTS и основателю издания BBT News.
«Всем понятно, что будет в нашей стране через год, поэтому говорить об этом мы не будем, — открыл дискуссию г-н Зеленский. — Будем говорить о том, что случится через шесть лет. Итак, чего нам всем ждать к 2030 году?»
Станислав Костяшкин, основатель и генеральный директор Continent Express, по-прежнему убежден, что будущее бизнес-тревел определяют клиенты. А TMC, ИТ-платформы, агрегаторы, тревел-поставщики будут уже подстраиваться под их потребности. Кроме того, эксперт ожидает более четкой сегментации корпоративных заказчиков, что приведет к большему структурированию рынка.
«Если раньше было два сегмента — enterprise, то есть крупные клиенты, и малый/средний бизнес, то сейчас, в текущих экономических реалиях, мы видим появление megaenterprise-клиентов, крупнейших холдингов, — добавил спикер. — И я думаю, что это повлияет, в частности, на то, как будут проявлять себя агентства. Megaenterprise-заказчики будут складывать value chain самостоятельно, вовлекая в нее TMC и ИТ-платформы напрямую. А ТМС здесь будут оказывать и классический тревел-менеджмент, и executive-сервис, и Application management».
Александр Мачин, cооснователь Corteos Platform, ждет, что к 2030 году о компании узнает больше клиентов.
«Благодаря нашей программе BigTravelTech на платформу Corteos через шесть лет перейдет до 70 % оборота бизнес-тревела. Все поймут преимущества открытой платформы», — заявил эксперт.
А также выразил надежду, что российская авиапромышленность справится с вызовами, которые перед ней стоят, а число авиакомпаний в стране не уменьшится, а вырастет.
О дальнейшей консолидации на рынке бизнес-тревел говорила уже Ольга Белюсенко, глава FCM Travel по России, Казахстану и Азербайджану.
«Эта тенденция усиливается и на глобальном уровне, — сказала она. — Так, American Express объявил в марте о покупке CWT, то есть один большой игрок мира купил второго большого игрока мира. Наблюдается четкая олигополия, когда несколько TMC делят большой кусок рынка».
То же самое будет происходит и в России. Новые игроки вряд ли появятся, считает спикер: слишком большой уровень входа. «Это не 90-е годы, — заявила г-жа Белюсенко. — Соответственно, будем вариться в собственном супе и выкристаллизовывать свою олигополию».
С GDS и авиакомпаниями другого блюда тоже ожидать не стоит.
«Если в 2021 году 65 % рынка представляли западные GDS, то к концу прошлого года инвентарные системы стали в основном на 100 % российскими, — заметила Ольга Белюсенко. — В ближайшее время — ни через год, ни через шесть — ситуация не поменяется».
Отдельно прошлась эксперт по онлайну. Здесь решающим станет появление на рынке поколения, которое получило свои гаджеты «в возрасте детского сада» или вообще с ними родилось. Во-вторых, ускорит онлайнизацию процессов дефицит кадров.
«Также скорость распространения онлайна будет зависеть от того, прилетят ли новые черные лебеди. Мы все видели, как происходил переход на отечественные инвенторные системы», — подчеркнула эксперт.
Будет очень важна позиция по этому вопросу государственных компаний. «С ними больше всего проблем, — признала г-жа Белюсенко. — Не потому, что там работают менее прогрессивные люди, а потому, что там значительно более сложные внутренние процессы согласования, безопасности и так далее».
Онлайн, безусловно, будет доминировать, поддержал коллегу Филипп Лукьяненко, CEO ATH. И если сейчас, по оценкам РБК, рынок бизнес-тревел можно считать managed не более чем на 25-30 %, то через шесть лет этот процент вырастет до 50, предполагает он.
TMC к 2030 году будет расшифровываться не как Travel Management Company, а как Travel Management Consortium.
«Для всех очевидно, что есть тренд на консолидацию, причем не столько на консолидацию самих TMC, сколько на консолидацию в рамках индустрии в целом. Склонен считать, что компании будут объединяться и мы увидим уже некий консорциум, — сказал эксперт. — А управлять 80 % рынка через шесть лет будут топ-6 TMC».
Авиакомпаний останется немного. К слову, в России их сейчас порядка 50 с небольшим. Они будут входить в альянсы. И в итоге можно будет говорить о трех основных альянсах авиакомпаний, которые получат доступ к 80 % всех перевозок.
Что еще более интересно: по мнению Филиппа Лукьяненко, стоит ожидать появления для дистрибутива своих мест на международных направлениях азиатского GDS, «которого еще, возможно, нет или который зарождается, но мы пока об этом не знаем».
Дальше — больше: в России появится новая восточная столица. «Есть Северная, а появится Восточная — Красноярск, с учетом нашего взгляда на Азию, на Восток. Это будет бизнес-город», — думает спикер.
На базе стратегического бомбардировщика Ту-160 возможен запуск сверхзвукового пассажирского самолета, который позволит летать из Москвы в Красноярск или из Красноярска до Пекина за полтора часа. «Мы увидим возрождение сверхзвукового пассажирского самолета именно в нашей стране!» — без шуток сказал г-н Лукьяненко.
Тревел-политика станет мягче. Компании будут вынуждены предоставлять сотрудникам некий бюджет, которым тот сможет располагать для организации самостоятельных деловых поездок на месяц, квартал или на год. Bleisure будет нормой, уверен спикер.
«И, конечно же, нас ждет четырехдневная рабочая неделя. К этому мы придем в 2050 году», — забежал вперед Филипп Лукьяненко.
После такого невероятного предсказания Олегу Беглярову, соучредителю «Демлинка», оставалось лишь констатировать, что бизнес-тревел ждет полная автоматизация, потому что человеческое общение окажется слишком дорого и даже будет отдельно тарифицироваться!
Правда Вадим Зеленский, хоть и признал растущую роль онлайна и искусственного интеллекта в бизнесе, с выводами попросил не спешить. Он уверен, что, как и 15 лет назад, как и сегодня, так и в 2030 году, клиенты все равно будут звонить и говорить: «Давайте я вам лучше заявочку по e-mail отправлю, так надежнее».
Следующий вопрос дискуссии — от Анны Деречинской из компании ООО «НОРД РИМ» — касался главной удачи и главного разочарования прошлого года.
Станислав Костяшкин без долгих раздумий назвал знаковым событием для индустрии появление нового игрока: «Впервые за 30 лет в бизнес-тревел пришел фундаментально новый участник. Речь о „Ростелекоме“, партнере компании Corteos. Коллеги, я убежден, это станет лейтмотивом и текущего года».
А вот что эксперта огорчает, так это то, что корпоративный тревел-менеджмент остается до сих пор достаточно фрагментарным, обособленным.
«У нас нет единых прописанных правил и принципов игры, нет своей ассоциации, нет своего четкого альянса, который бы выражал интересы корпоративных клиентов», — посетовал эксперт.
Ольга Белюсенко призналась, что за 30 лет работы в индустрии видела кризисы 98-го, 2001-го, 2008-го, 2014-го года и так далее, но впервые наблюдала такой рост MICE.
«Это было фантастически! Первый раз я обнаружила совершенно другую тенденцию, обратную той, которая обычно была в кризисы. MICE всегда уменьшался. Это был взлет, огромный спрос на организацию мероприятий. Мы просто задыхались, стараясь выполнить все заказы наших клиентов. И это была огромная удача, победа для всего нашего рынка».
Что касается разочарования года, то здесь эксперту хотелось бы большего вовлечения в эти процессы госкорпораций.
Высокую адаптивность участников рынка отметил Филипп Лукьяненко.
«Все доказали то, что они быстрые и эффективные, умеют перестраиваться. Рост показали все игроки, не только TMC, — подчеркнул он. — А из разочарований, наверное, — это присутствие здесь, на сцене, нас, а не молодых, талантливых и профессиональных людей нового поколения, которые, однозначно, лучше нас и которые, безусловно, должны определять будущие индустрии и тренды. Мы оперируем 30-летней историей, которая, конечно, хороша, но без молодого, свежего присутствия становится слегка болотистой».
Олег Бегляров, со своей стороны, назвал неудачей и вызовом для всего рынка киберугрозы. По его словам, компаниям сегодня приходится вкладывать огромные средства в защиту от атак киберпреступников, создание соответствующей инфраструктуры.
Отвечая на вопрос о возможности перераспределения потоков мероприятий из-за границы в Россию, лидеры отрасли сошлись в том, что важно развивать туристическую инфраструктуру.
«На сегодняшний день мы наблюдаем ее дефицит, — констатировал г-н Лукьяненко. — Только нашими силами ее развить невозможно. Здесь нужны инвестиции со всех сторон. Слышал, что бизнесмены всерьез задумались о создании полноценной туристической инфраструктуры, которая позволит принимать и бизнес-туристов, и индивидуальных путешественников в наших далеких городах и весях. Здесь мне хочется сказать, что Россия прекрасна, но мы должны смотреть и на другие страны, иначе останемся в этом „клубе“. Нам нужно смотреть, что происходит за рубежом. Очень бы хотелось, чтобы MICE оставался не только российским, но и зарубежным, чтобы было у кого учиться и кого учить».
Марина Осипова