Распространение коронавируса продолжается. Во многих российских регионах объявлен режим самоизоляции. Компании сокращают сотрудников или отправляют их в неоплачиваемые отпуска, а также стараются максимально оптимизировать свою работу и перевести в онлайн все процессы, для которых такой переход возможен.
Как цифровизация поможет спасти бизнес во время и после пандемии и как организовать удаленку в компании, обсуждали участники Forum.Digital New Business Reality, который прошел онлайн 7 апреля.
Форпосты, которые не сдаются виртуализации
В начале апреля правительство РФ опубликовало список наиболее пострадавших от кризиса отраслей. Среди них — туристический и гостиничный бизнес, индустрия воздушных и наземных перевозок и другие. Вопрос, как перевести их работу в виртуальную плоскость, остается открытым.
«Организация конференций, выставок и встреч — один из немногих форпостов, которые полностью не сдаются виртуализации, — уверен президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) Сергей Воронков. — Наша отрасль — про общение и впечатления, которые заменить виртуальными инструментами сложно».
При этом, по словам эксперта, у онлайн-формата много преимуществ: экономия, возможность быстро получить всю статистику посещаемости и отсутствие границ. По мнению Сергея, лучшее решение — интегрировать одно в другое. «Кризис выталкивает нас в онлайн, потому что офлайн просто закрыт. Но будущее — за гибридными мероприятиями, сочетающими в себе онлайн и офлайн», — добавляет спикер.
Ситуация с пандемией может вывести технологические возможности компаний на новый уровень, даже если сейчас эти корпорации находятся в сложном положении, считает директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям Евгений Чаркин: «Обеспечить устойчивость бизнеса и сохранить жизнь и здоровье сотрудников — очень масштабный вызов. При этом для нас это и возможность стать более гибкой и мобильной организацией. Все разработанные в этот период сервисы повысят эффективность РЖД и транспортного комплекса в целом».
Евгений рассказал, что сейчас компания развивает технологии в двух направлениях. Первое — это создание инфраструктуры для комфортной удаленной работы. Второе — развитие сервисов на будущее, например цифровых инструментов для грузоотправителей, электронного документооборота и системы мультимодальных перевозок.
Еще одна индустрия, которая очень пострадала из-за кризиса, — гостеприимство, напоминает Андрей Сутулин, руководитель центра цифровизации Союза туризма и гостеприимства, коммерческий директор «Фронтдеск24»:
«Хочется выделить мужество и стойкость объектов размещения, показатель загрузки даже у самых успешных сейчас не более трех процентов, гостиницы пустуют минимум до начала лета. Поэтому мы стараемся генерировать продажи на будущее, удаленно».
Кризис «сдует» с рынка много «перегретых» бизнесов
У компаний, которые работают в нескольких странах, была возможность увидеть, как снижается спрос на те или иные услуги, отмечает генеральный директор Gett Анатолий Сморгонский. Международный опыт показывает: объем перевозок падает, но они не исчезают совсем, тем более что такси остается одним из самых безопасных видов транспорта с точки зрения возможности распространения коронавируса. Кроме того, таксомоторные компании активно развивают канал доставок.
«После объявления этих выходных я стал работать в три раза больше, — рассказывает Анатолий. — Нужно содержать водителей, также спрос на продуктовые доставки огромный — рук не хватало собирать. Потихонечку все мы справляемся. Продолжаем писать письма в правительство. Бизнес спасает сам себя и всех, кто в округе».
Сейчас таксисты Gett сотрудничают с ресторанами и доставляют еду, занимаются доставкой в постаматы, а также возят доноров на сдачу крови и выздоровевших пациентов из больницы в Коммунарке.
Для многих ресторанов сейчас единственный способ выжить — организовать доставку блюд. К примеру, Black Star Burger для этого пришлось за неделю создать собственный сервис: платформы по доставке еды, такие как Delivery Club, не могли обеспечить необходимый объем доставок. «Кризис показал, что бургерная в новых реалиях может зарабатывать даже больше», — говорит Павел Курьянов, генеральный директор ООО «Музыкальный лейбл „Блэк Стар“».
Но, как выяснилось, далеко не все точки общественного питания — даже крупные — к этому готовы.
«Мы имеем дело с едой, поэтому очень важно сделать все правильно с точки зрения санитарных норм. Мы хотим доставлять клиентам горячую еду, но нет понимания, кто будет отвечать, если заказчик заболеет. Думаю, все наши коллеги сейчас в сложном морально-этическом противоречии», — считает Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People.
Востребованность одних услуг резко выросла, другие же «просели» почти до нуля.
«Сейчас люди очень активно потребляют информацию, поэтому аудиторные показатели многих изданий растут. Но на выручку этот рост не влияет — медиабизнес завязан на рекламе, а реклама — производное от экономики, — отмечает Максим Тадевосян, управляющий директор Rambler&Co. — Сейчас мы смотрим на новые источники монетизации просмотров, также хорошо работают электронная коммерция, маркетплейсы».
С введением карантина очень пострадали сервисы по продаже билетов на мероприятия — «Rambler.Касса» и «Афиша. Касса», продолжает эксперт. И непонятно, насколько люди за это время привыкнут к онлайн-активностям, вернутся ли и что им предложить в новых условиях.
Но после того, как пандемия закончится, важна острожность, ведь неизвестно, что ждет рынок осенью, предупреждает Павел Курьянов: «Сейчас мы сжали пружину до последней возможной величины и разжимать будем очень аккуратно. Ситуация тяжелая, но она оставит на рынке сильных и „сдует“ много „перегретых“ бизнесов, забирающих часть нашего пирога».
Те, у кого измерены все показатели, сейчас на коне
Главный вопрос, волнующий компании, которые раньше никогда не работали на удаленке, — как организовать командную работу в режиме онлайн и добиться от сотрудников эффективности.
«В IT уже много лет есть все условия для удаленной работы, но очень небольшой процент специалистов эффективны в таком режиме. Вырос спрос на цифровые команды, но только 20 процентов руководителей удаленных команд довольны результатом, — рассказывает генеральный директор System Approach Дмитрий Безуглый. — Когда требуются уникальные результаты и синергия, удаленный формат работает плохо».
Эксперт добавляет: если в компании не была должным образом выстроена работа офлайн, то на удаленке магическим образом все не заработает.
«Как бы до этого ни происходила работа, понадобится перестройка. Также удаленка требует большей менеджерской вовлеченности, потому что самоорганизация при таком формате невозможна. Все это — зона ответственности руководителей, которых тоже нужно собирать в команду».
Для тех компаний, которые и раньше предусматривали возможность удаленки и подготовили для этого инфраструктуру, переход на новый режим работы оказался более плавным, говорит директор по продажам «1С Битрикс» Юрий Николаев. Так, в 1С начали переходить на удаленку после Восьмого марта и в итоге буквально за один день смогли перестроиться сами и быстро перестроить клиентов.
По словам эксперта, большую роль играют такие инструменты работы, как внутренние социальные сети, групповые файлы: «Сначала нужно создать рабочую социальную сеть, иначе — хаос и бардак. Единая социальная сеть — это не Facebook с его алгоритмами показа. Мой пост увидят все, кто должен, а я, в свою очередь, увижу, кто его прочитал. В эту рабочую соцсеть можно интегрировать оргструктуру компании. Также у нас есть единый календарь, где распределены встречи, планерки и задачи между сотрудниками».
Коммуникации в компаниях теперь часто строятся под девизом «Лучше сорок раз по разу, чем один раз сорок раз», добавляет эксперт в области управления эффективностью и организационного развития КИ ПАО «Газпром», КИ «КРОК» Наталья Краснова: «Форматов удаленной коммуникации много — мозговые штурмы, мастер-классы, конкурсы внутри компании, рассылки, обращения от руководства... Важно создавать сети и использовать сообщества на благо всем».
Очень важно также уметь оценивать эффективность работы сотрудников, считает Наталья Краснова:
«Сейчас возродился девиз: „Когда денег нет, приходится думать“. Компании срочно взялись измерять трудозатраты и конвертировать их в деньги. А те, у кого нет KPI, „навалились“ на онлайн-сессии по их разработке. Компании же, у которых все четко измерено, сейчас на коне».
Время, деньги и люди
Коммуникации стали более короткими и частыми, согласен директор по развитию компании LikeVR Павел Хегай. Еще один тренд удаленки — рост общего уровня тревоги, но некоторым это помогает активизироваться и взяться за проекты, которые годами лежали на полке. Также большое значение приобретают коллаборации.
Но как заводить новые знакомства, когда ты не выходишь из дома? Способов много, уверен эксперт. Нужно общаться с меганетворкерами (людьми с очень широким кругом знакомств), систематизировать контакты, вести досье на важных людей и находить с ними точки коммуникации. Важно работать как на количество контактов, так и на их качество.
«Существует и много технологий для нетворкинга. Мы, например, сделали в рабочем сообществе random coffee — это чат-бот, который раз в определенный период знакомит вас с одним человеком из сообщества. Онлайн — наш новый черный, все идет туда, даже нетворкинг», — добавляет Павел.
Чат-боты, мессенджеры, email-рассылки — все это помогает компаниям организовать удаленную работу должным образом. «Из дома люди чаще открывают электронные письма, поэтому сейчас стоит направить все усилия на диджитал-маркетинг. Невысокая цена и возможность измерить многие показатели — преимущества, которые стали сейчас еще более важны», — отмечает эксперт по email-маркетингу компании GetResponse Елизавета Бунина.
Когда весь бизнес перешел в онлайн, активизировались и сетевые мошенники, предупреждает Мария Шевченко, заместитель генерального директора группы QIWI. Важно оповещать сотрудников об этом, рассказывать о мерах предосторожности.
Цифровая среда может стать источником рисков, но чаще диджитализация, наоборот, помогает сделать процессы прозрачнее.
«В одном исследовании я читал, что генерального директора среднего предприятия обманывают более двухсот раз в день, — рассказывает основатель и первый управляющий директор ГК „АвтоСпецЦентр“ Владимир Моженков. — Поэтому все бизнес-процессы в компании нужно оцифровывать».
И сейчас появилась уникальная возможность заняться автоматизацией процессов, уверен Сергей Воронков (РСВЯ): «Все это было важно и до кризиса, но этому не уделяли достаточно внимания. Главное — найти ресурсы на разработку. Это время, деньги и люди. И если время появилось, то деньги и люди — основной вопрос».
Бизнесу сейчас приходится придумывать новые неординарные решения, которые позволят не только выжить, но и получить дополнительный импульс, чтобы развиваться дальше, считает заместитель министра цифрового развития РФ Максим Паршин. Он также рассказал, что ведомство запустило цифровой ресурс «все.онлайн», на котором собраны свыше 400 цифровых сервисов, каталог постоянно пополняется. Большая часть сервисов предоставляются бесплатно или на льготной основе.
«Перед нами пример Китая, который уже прошел фазу кризиса. Офлайн-экономика страны восстанавливается хорошими темпами, а что касается digital-экономики, то она выросла в разы. Предлагаю рассматривать сложившуюся ситуацию не только как угрозу, но и как возможность», — заключил спикер.
Мария Эльзенбах