Острота ситуации 2022 года для российской индустрии делового туризма, когда нужно было менять мышление, перестраивать большинство бизнес-процессов и привыкать к новому, в 2023 году спала, и, несмотря на рост цен и закрытие 11 южных аэропортов, она продолжила рост. По данным «РБК Исследования рынков», объемы бизнес-тревел в России увеличатся практически на четверть в текущих ценах — до 486,2 млрд рублей.
Уже очевидно, что деловой туризм в России не рухнул, как многие предрекали, а трансформировался. Какой была эта трансформация и что она принесла отрасли? Мы постарались выделить главное, с чем нам всем придется войти в 2024 год, и помогли нам в этом наши эксперты.
«Несомненно, это был год MICE, что явилось для нас приятной неожиданностью, — говорит Ольга Белюсенко, глава компании FCM по России, Казахстану и Азербайджану. — Исторически в кризисные моменты спрос на эти услуги падал, но не в этот раз. В 2023 году бюджеты мероприятий существенно выросли, что, с одной стороны, было объяснимо увеличением цен у конечных поставщиков, но и запросы клиентов были оригинальными, масштабными и, так сказать, капиталоемкими».
И, в частности, этот тренд подтверждает Москва. Здесь в годовом исчислении прирост числа мероприятий достиг 35 %, добавляет Евгений Пашков, генеральный директор PJCOM.
«Месяцами пиковой активности в первом полугодии стали: март, апрель и май, а также сентябрь, октябрь и ноябрь во втором полугодии. В эти периоды прирост мероприятий по сравнению с прошлым годом не падал ниже 40 %», — делится он.
Причем более половины всех корпоративных событий в столице прошли в залах с площадью от 30 до 150 квадратных метров, а их средняя продолжительность составила два дня. Прирост крупных мероприятий тоже наблюдался, хотя не в таком значительном объеме, как ожидали многие, замечает эксперт.
Отдельно стоит упомянуть конгресс-отели: обладая большими возможностями для организации крупных мероприятий, они успешно адаптировались к растущему спросу на уменьшенные форматы, предоставляя свои пространства для любых мероприятий, обращает внимание спикер.
«Эти отели занимают верхние строчки рейтинга по ключевым показателям нашей аналитической системы MICESearch, подтверждая свою лидерскую позицию в MICE-индустрии», — подчеркивает Евгений Пашков.
К слову, данные применимы для динамики и Санкт-Петербурга, за некоторыми исключениями: прирост мероприятий происходил по всем месяцам, а более высокий уровень загруженности касается и залов площадью более 350 квадратных метров.
К началу 2023 года на фоне коронавируса, санкций и ухода из России ряда иностранных компаний, сформировался отложенный спрос на мероприятия, объясняет Дарья Саламатова, директор Конгресс-центра ЦМТ.
«Участники многих рынков чувствовали потребность в живом общении, поэтому 2023 год можно смело назвать ренессансом офлайна, — солидарна с коллегами эксперт. — В этом плане статистику нашего конгресс-центра можно в какой-то мере считать барометром ситуации на рынке. Поскольку у нас много разноплановых площадок, то наши цифры отражают обстановку с мероприятиями государственного, корпоративного и частного сегментов».
Здесь же стоит упомянуть о более скрупулезной оценке эффективности деловой поездки или мероприятия, считает Ирина Михалькова, креативный директор MICE Excellence. Корпоративные клиенты все чаще стали задавать вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для кого?», «Ради чего?», «А что потом?» «Можно ли без этого обойтись?», «А как оценивать результат?» и так далее.
По ее словам, критерии оценки маркетинговых событий более-менее определены (скорее более, чем менее), но в случае с внутренними корпоративными событиями оценить эффект не всегда возможно в моменте, и к вопросу заметен большой интерес.
Следующий тренд, который, без сомнений, продолжится в 2024 году — жажда приключений и впечатлений. И как следствие — возросшие ожидания путешественников/организаторов мероприятий от услуги или региона.
«Мне кажется, тут аргументы не нужны, все и так очевидно и по регулярным запросам в чатах „чего-то этакого“, и по возросшему участию в отраслевых мероприятиях, например, поставщиков с Дальнего Востока, Алтая, Кольского полуострова. И они все уже знают слово „MICE“, — поясняет Ирина Михалькова. — Некоторые аналитики связывают тягу к „прохладным“ территориям с глобальным потеплением, но применимо к нашей стране я бы сказала, что это, конечно, результат развития территорий и успешного опыта организации мероприятий коллег по отрасли на тех направлениях, которые не были раньше масс-маркетом, что подтверждает и наше исследование рынка корпоративных мероприятий в РФ».
Новый экономический и политический ландшафт не отменил рост спроса на зарубежные командировки со стороны российских компаний, но изменил географию полетов деловых путешественников. Причем только по итогам первых четырех месяцев 2023 года Китай вошел в топ-10 самых востребованных стран у представителей бизнеса из России и занял седьмую строчку, по данным «Аэроклуба». Не осталась в долгу и Поднебесная.
«В 2023 году примерно каждый десятый гость, который проживал в нашем отеле, прибывал из Китая, — рассказывает Лада Самодумская, генеральный менеджер отеля „Балчуг Кемпински Москва“. — В основном это были организованные группы деловых туристов, которые участвовали в выставках, конгрессах и конференциях, были и индивидуальные бизнес-путешественники, приезжавшие на встречи с российскими деловыми партнерами. Ожидаем, что в следующем году этот поток только вырастет, и мы все сможем порадоваться не только группам деловых туристов, но и отдыхающим путешественникам из КНР».
В список стран, лидирующих по количеству туристов из дальнего зарубежья, посетивших российскую столицу, вошла также Индия, добавляет Анастасия Попова, заместитель генерального директора по отраслевому и международному взаимодействию АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы».
«Представители столичной отрасли гостеприимства побывали в Мумбаи, Ахмадабаде и Калькутте и встретились с потенциальными партнерами, познакомив более 160 индийских туроператоров с перспективами сотрудничества в области бизнес-туризма. Итогом поездки стало заключение меморандума о взаимопонимании с ассоциацией индийских MICE-агентов. Оно укрепит сотрудничество и поспособствует увеличению турпотока из этой страны», — уверена эксперт.
Новые направления и организация деловых поездок по ранее «откатанным», но уже не столь дружественным для России, маршрутам требуют от тревел-менеджеров и TMC соответствующей экспертизы. Логистика у международных заказов может быть настолько сложной, что требует неусыпного контроля со стороны операционного блока, говорит Ольга Белюсенко.
«И с этим в том числе связан повышенный спрос на премиальный сервис, то, что называется обслуживанием вип-клиентов, — объясняет она. — К нам стали прицельно приходить за этим сегментом. А потом многим нужны решения в формате „здесь и сейчас“: забронировать отель в Париже за 2 часа до заезда и персональным райдером — задача нетривиальная».
Ситуация, когда приходилось работать в состоянии форс-мажора, а на первый план выходила задача оказать услугу, заставила агентства заниматься оттачиванием каналов продаж и ревизией партнеров. «Много внимания было уделено NDC, причем не только и не столько „Аэрофлота“, сколько нероссийских перевозчиков, — уточняет Ольга Белюсенко. — Мы оптимизировали договоры с глобальными консолидаторами и решали вопросы нового зарубежного железнодорожного контента. Шок от 2022 года у клиентов тоже прошел, и, соответственно, основной задачей снова становится поиск оптимальной цены при сохранении уровня сервиса».
Безусловно, изменили и будут менять в 2024 году рынок бизнес-тревел технологии. Но именно пандемия, когда на первое место вышел онлайн, показала, что без очного и человеческого общения невозможно — ни развивать команду, ни укреплять бизнес.
«Мы наблюдаем использование передовых технологий не вместо, а для усиления эффекта личной коммуникации. Среди качеств будущего высокие позиции занимает и цифровая, и эмоциональная грамотность, так что все нужно совмещать, — подчеркивает Ирина Михалькова. — Технологии позволяют бесшовно заказывать услуги, производить wow-эффект, общаться, доносить и воспринимать информацию. Мероприятия без мобильного приложения или онлайн-платформы, пусть даже коробочной, воспринимается как неполноценное; организаторы деловых событий прибегают к режиссеру и тратят колоссальные деньги на оборудование и продакшен для создания эмоциональной связи бренда с каждым участником. Мы, например, на видео-интро в несколько секунд для открытия MEF2023 потратили порядка 200 000 рублей, но вся лента была в наших „космических головах“, и для участников форума это стало отдельной темой для общения а, значит, и для нетворкинга».
А вообще сейчас в индустрии происходит смена эпох, не сомневается Станислав Костяшкин, основатель и генеральный директор Continent Express: смещение фокуса с бюджето-ориентированной модели на модель, ориентированную на повышенную заботу о сотрудниках.
«Это такая же форма органичной эволюции бизнес-тревел, как и глобальная эволюция всей мировой экономики: „не или-или, а и-и“, где один фокус является продолжением и дополнением другого, — резюмирует эксперт. — Если раньше ROI в тревел можно было обозначить как поточные командировки, то сегодня во главу угла встает сотрудник, его комфорт и максимальная продуктивность. В нынешних условиях от комфорта персонала зависит результат и эффективность бизнеса. Гармонизация Travel- и HR-политик — это и есть новая эпоха в эволюции нашей индустрии».
Марина Осипова