Жуткий пожар в Кемерово, унесший жизни 60 человек, потряс весь мир. Трагедия показала, что мы не готовы к кризисным ситуациям, не умеем с ними справляться.
Чем больше людей сосредоточено на площадке, тем выше вероятность возникновения чрезвычайного происшествия. И этот закон больших чисел должен быть хорошо известен организаторам массовых мероприятий.
«Мы ежедневно отвечаем за жизни и здоровье людей — гостей деловых встреч, здоровье сотрудников, наемного персонала, а потому должны знать, что делать в кризисной ситуации», — обратился к профессиональной аудитории на семинаре, посвященном безопасности в MICE-индустрии, Михаил Климанов, заместитель председателя правления Национальной Ассоциации Организаторов Мероприятий (НАОМ). Встреча прошла в «Согласие Hall» 3 апреля.
И все же слишком мало оказалось желающих узнать о том, как сделать мероприятия безопасными, с сожалением отметил спикер. Около 150 человек. «Я надеюсь, что нашу трансляцию смотрит больше людей, — сказал Михаил. — И сегодня они повысят степень своей информированности в этом вопросе».
Первой к микрофону была приглашена Ирина Боева, специалист по охране труда и окружающей среды и организации мероприятий компании Shell. Ее экспертиза уникальна — на одной позиции она совмещает в работе сразу два этих направления. «На моей памяти, Ирина — единственный заказчик, который всегда настаивает на том, чтобы программа вечера начиналось не с номера, а с инструктажа по безопасности от ведущего», — представил эксперта Михаил.
Инспектируя площадку, используйте «галстук-бабочку»
Первый вопрос Ирины касался ответственности за возникшую на площадке чрезвычайную ситуацию. Итак, кто же ее несет? Юридически. Ответы из зала были разными:
— Ответственность за безопасность на площадке несет агентство, если площадка указана в договоре, а оплата ее аренды проводится через TMC. И далее нужно смотреть, какие отношения зафиксированы между агентством и площадкой.
— В большинстве случаев площадка делегирует ответственность за пожарную безопасность заказчику.
— Ответственность за происшествие участники процесса пытаются переложить друг на друга: агентство на площадку, клиент на агентство, площадка на клиента и так далее. И это частично регламентируется документально, но в случае ЧП конкретная ситуация разбирается сначала «в кулуарах», а если соглашение достичь не удается — уже в суде.
— Ответственность за происходящее на мероприятии несет заказчик. Многие гости не могут знать, с каким агентством работает организатор.
— При любой критической ситуации на мероприятии, как правило, вопросы адресуются пожарной охране самого помещения, потому что лучше персонала площадки технику безопасности соблюсти не может никто.
Все так, согласилась Ирина. Однако на самом деле ответственность несет каждый участник мероприятия — сам за себя. «Никто о тебе, любимом, родном и близком самому себе, лучше не позаботится, — сказала Ирина. — Посмотрите, оцените обстановку, а потом уже заходите и берите бокал шампанского».
И, конечно, ответственность за происходящее лежит на работодателе. Как и у площадки, у агентства есть хозяин. Глава компании-заказчика также несет ответственность за безопасность своих сотрудников.
Организатор обязан физически посетить все площадки, задействованные в мероприятии, — с check-листом. В качестве примера Ирина показала тот, что применяет в своей работе. «Важная его часть относится как раз к пожарной безопасности и позволяет оценить риски возгорания и задымления на площадке, — подчеркнула эксперт. — Вы должны проверить: наличие системы оповещения, свободных незахламленных эвакуационных путей, разблокированных дверей, вывесок с направлениями к эвакуационным выходам, аварийного освещения, дымовых датчиков, ручной системы активации оповещения, панели, на которую охрана получает оповещения о чрезвычайной ситуации, пункта сбора гостей при эвакуации, медицинской аптечки, свободных подъездов для машин скорой помощи».
Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, лучше отказаться от площадки. «Но если вы нашли ту, которая идеально подходит под ваш сценарий, и она заинтересована в вас как в клиенте, постарайтесь привести ее в соответствие», — добавила спикер.
В этом может помочь инструмент «галстук-бабочка» — система оценки рисков и возможных последствий. К слову, он применим абсолютно к любым внештатным ситуациям.
Ирина привела случай из своей практики, когда во время инспекции ей показали эвакуационный выход через окно — на высоте полтора метра: «Так вот, чтобы соответствовать нашим требованиям, подрядчик построил чугунную лестницу!»
Идеальных площадок нет, добавила Ирина, но есть те, которые мгновенно реагируют на замечания. Очень важно желание менеджмента работать с клиентом.
Почему документы по безопасности чаще всего не работают?
На этот вопрос попытался ответить уже Роман Тихомиров, технический директор массовых мероприятий, управляющий партнер West Show Production. «Вас не спасет ни один заранее разработанный кем-то, подчеркиваю — кем-то, check-лист по безопасности, — предупредил эксперт. — Вы должны сами осмотреть помещение и оценить риски для гостей: здесь они могут споткнуться, здесь — поскользнуться. И каждый этот момент вы должны отразить в своем плане, а затем проработать».
Какие документы необходимо согласовать event-организатору перед проведением мероприятия?
1. Линейная схема энергоснабжения.
«Полезная вещь: всегда найдется кто-то, кто принесет с собой китайский удлинитель», — посетовал эксперт.
2. Инструкция по технике безопасности, которая направляется на подпись клиенту, подрядчикам, персоналу.
«Ее читают? На моей практике, не читают 90%, даже когда пытаешься заставить, — рассказал Роман. — Работает? Нет, не работает. Именно потому, что подписывается без прочтения. И люди не знают, что делать запрещено».
3. Заключение электролаборатории.
На крупных форумах, на мероприятиях-тысячниках этот документ является обязательным. В нем содержится заключение независимой экспертизы о том, что оборудование установлено и подключено правильно.
«Однако часто эта бумага просто покупается подрядчиком, — не стал скрывать спикер. — И единственное, что может спасти в таком случае, — консультация действительно независимых специалистов».
Часто оказывается, что клиенту важнее внешняя картинка мероприятия, нежели безопасность, отметил Роман: «Большинство больше беспокоится о том, какая марка алкоголя будет на стойке».
Еще сегодня очень любят новые нестандартные решения. «Мы радостно продаем их клиенту, но это — самый большой риск. Каждый раз, продавая действительно новое, мы его испытываем, тестируем. И заказчик должен об этом помнить», — предостерег спикер.
На площадках обычно ставят баннеры, строят конструкции. Может ли организатор определить сам, пропитаны ли они противопожарным составом? Нет. Как и удостовериться в подлинности документа, гарантирующего безопасность, от подрядчика.
«Да, учесть все рекомендации по обеспечению безопасности — значит подписаться на другой ценник. Но мы сейчас говорим о человеческих жизнях, а они бесценны», — заключил эксперт.
Кому звонить и откуда ждать помощи
Евгений Матюшенко, спасатель 1-го класса и организатор многочисленных «Школ безопасности», остановился на порядке взаимодействия с экстренными службами. Евгений отработал в гарнизоне пожарной охраны семь лет, за это время у него было более 1,5 тысячи выездов.
«Любое мероприятие — это некий срез нашей с вами повседневной жизни, — начал Евгений. — Предлагаю за аксиому для себя взять то, что в любой момент времени с любым из нас может произойти самая непредвиденная ситуация».
Если вы не понимаете, к чьей зоне ответственности относится тот или иной критический случай, свидетелем или участником которого вы стали, следует звонить по номеру 112, это прямой телефон Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России, напомнил эксперт. Решение о высылке тех или иных сил принимает уже оператор Центра.
Согласно регламенту по реагированию на ЧС, спасатели из гарнизона пожарной охраны должны прибыть на место вызова в течение 10 минут. Хотя обычно времени им требуется в два раза меньше — 4,5-5 минут, заметил спикер: «Критическую роль играет своевременная подача сигнала. И еще: чем больше звонков будет от пострадавших или свидетелей, тем острее отреагируют на высылку».
Если вы проводите массовое мероприятие, то, как минимум, важно составить письмо, которое проинформирует полицию о проведении мероприятия. «Разумная альтернатива полиции — ЧОП (частная охранная организация), — заметил Евгений. — Преимущество структуры в том, что работой группы можно руководить, направлять ей четкое техническое задание и требовать его выполнения. Однако эти сотрудники не вправе ограничивать доступ человека в общественное место. Если, например, ваше мероприятие проходит в парке, выгородка не означает защиту площадки от посторонних. Прохожий может вступить в конфронтацию и, приложив усилия, пройти на огороженную территорию».
Спикер также посоветовал устроителям мероприятий рассмотреть возможность организации дежурства медика: кому-то из гостей может понадобиться первая помощь. Огромный плюс площадки — это персонал, который знает, как действовать в случае ЧС, где находятся средства пожаротушения, может организовать эвакуацию.
«Ответственность за безопасность на массовых мероприятиях носит консолидированный характер, — резюмировал эксперт. — Начинается она с вашей осознанности как профессионала. Ведь вы хотите быть успешными в этой сфере, заинтересованы в том, чтобы ваши мероприятия проходили безаварийно?»
Огнетушители — не для пожарных
«Внештатные ситуации действительно бывают разными, — продолжил Эд Халилов, руководитель проектов „Наука Побеждать“, „Наука выживать“. — Это сейчас говорят о пожарах. Представьте, что в помещение забегает „городской сумасшедший“, что делать? Готов ли к этому персонал, может ли себя защитить? А если что-то взорвалось, началась стрельба? Вы должны обладать вариативностью мышления и выстраивать стратегию за секунды».
Эд предложил представить, что за его спиной загорелась розетка. Первая мысль — бежать. А если выходы заблокированы? «Голова постоянно должна думать! Где огнетушитель, который я бы мог взять и просто потушить пожар за пять минут? Включаемся! Ищем огнетушитель!» — дал команду эксперт. Активных в зале нашлось всего двое, они и нашли по огнетушителю — в целом за 23 секунды. «Остальные заняли позицию наблюдателя!» — констатировал Эдуард. А ведь самый важный фактор при чрезвычайной ситуации — время. На боевых кораблях если пожар не потушен в течение двух минут — всеми силами, то с вероятностью 95% потушить его не удастся. Реагировать нужно мгновенно — здесь и сейчас.
Эдуард также рассказал, как на днях его пригласили в один из московских офисов — провести инструктаж по безопасности. «Порядка 100 человек, все серьезно. Что я сделал? Забросил в офис дымовую гранату. Началась эвакуация. В компании был специалист, отвечающий за пожарную безопасность, и мы договорились, что он включит систему оповещения. В итоге система не сработала! Мы вышли в коридор пятого этажа, а там какая-то „пищалка“, на которую незнающий человек никогда не обратит внимания!»
Некоторые сотрудники достали свои телефоны и начали снимать происходящее на камеру, вспоминает эксперт: «Это же самое важное — заснять, опубликовать в Stories! А здание тем временем задымляется!» Когда опомнились, побежали в гардеробную, при том что раздевалка располагалась в тупике: «То есть люди пошли искать свои куртки, оставив на местах винчестеры, макбуки, где хранится важная корпоративная информация!»
Существует три стратегии поведения в любой кризисной ситуации, подчеркнул Эдуард: Run (бежать), Hide (прятаться), Fight (биться). В случае возгорания следует рассчитывать на свои силы, искать первичные средства пожаротушения и самим пробовать потушить пожар, не дожидаясь спасателей. «Но у нас люди надеются на чудо, высшие силы, — с сожалением отметил эксперт. — Запомните: спасение утопающих — дело рук самих утопающих! Огнетушители не для пожарных — для нас с вами».
И второе — необходимо уметь ими пользоваться. «Увы, в нашей стране нет культуры безопасности! Люди в возрасте от 18 до 50 лет должны отвечать за тех, кому еще нет 18 и тех, кому больше 50, за беременных женщин и инвалидов. Это наша с вами гражданская ответственность», — обратился к аудитории Эдуард.
«Я знаю страну, где тренинги по безопасности обязательны для 100% населения. Это Израиль, — завершая семинар, сказал Михаил Климанов. — Здесь каждая компания ежегодно возит своих сотрудников в масштабный лагерь Tactical Training Camp, где местные и русские спецназовцы учат поведению в чрезвычайных ситуациях. Будет здорово, если такая же инициатива начнет зарождаться и в России».
Этому должны способствовать и будущие семинары НАОМ — в ассоциации пообещали организовать еще несколько встреч, посвященных безопасности участников мероприятий в критических ситуациях.
Марина Осипова