Что скорее всего приведет к плановому банкротству перевозчика
Авиакомпания «Аэрофлот» заявила об отказе от приобретения перевозчика «Трансаэро», а это означает, что его деятельность, судя по всему, в ближайшие недели будет свернута.
Напомним, месяц назад Совет директоров «Аэрофлота» одобрил покупку 75% плюс 1 акция «Трансаэро», задолжавшей кредиторам и контрагентам около 250 млрд рублей, за символический 1 рубль. Сделку планировалось завершить в конце сентября. Но собрать акции для продажи «Аэрофлоту» акционеры не успели. Несмотря на предпринятые в связи с этим меры по устранению проблем на рынке гражданских перевозок, сроки оферты акционеров «Трансаэро» было решено не продлевать.
«Аэрофлоту» поручено разработать комплекс мероприятий по обеспечению перевозчиком «Трансаэро» своих обязательств перед пассажирами, а также «минимизировать возможные негативные социальные последствия в трудовом коллективе».
Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заверил, что авиакомпания гарантирует выполнение обязательств перед пассажирами «Трансаэро»: им будет обеспечена перевозка или возврат денежных средств в случае, если рейс будет отменен. Продажа авиабилетов «Трансаэро» остановлена.
По словам главы Минтранса Максима Соколова, будущее «Трансаэро» — в руках кредиторов. Переговоры о реструктуризации долга все еще продолжаются. Но, по мнению большинства экспертов, самый очевидный исход для авиакомпании — банкротство.
Такой исход негативно скажется и на агентствах, и на пассажирах, говорит Наталья Порошина, директор департамента онлайн-технологий Zelenski Corporate Travel Solutions. «Если бы „Аэрофлот“ купил „Трансаэро“, то, по крайней мере, мы бы были уверены в том, что наши путешественники улетят, — комментирует эксперт. — Ведь тревел-агентство продает не просто авиабилеты, а полный цикл обслуживания. Если пассажир не улетит, могут быть автоматически отменены и все остальные услуги».
Многие TMC активно бронируют перелеты уже на лето следующего года, — тарифы давно загружены. В случае банкротства авиакомпании сложно представить, каким будет шквал возвратов и запросов об обмене со стороны покупателей. «Мы находимся в полном неведении, как и наши клиенты, которые каждый день звонят и советуются, стоит ли рисковать и бронировать билеты „Трансаэро“», — описала ситуацию Наталья.
Как именно будет проходить процедура банкротства, сейчас не знает никто. Случай с «Трансаэро» — исключительный, поскольку авиакомпания огромная, продано тысячи билетов. И нельзя исключать отказ в возврате потраченных денег в принципе. «Ситуация негативно сказывается на имидже агентств, — они не могут помочь клиенту, потому что просто не владеют никакой информацией», — подчеркнула г-жа Порошина.
Если обязательства по работе авиакомпании никто на себя не возьмет и деятельность перевозчика будет приостановлена, то о 3d-договорах и говорить не придется. Если же сам перевозчик и бренд «Трансаэро» останутся, то, возможно, 3d-договоры будут пересмотрены.
«Словом, просто из этой ситуации нам не выйти, — резюмировала эксперт. — В нашем трехстороннем договоре с клиентом про банкротство авиакомпании или приостановку ее деятельности ничего не сказано. По сути это „действия, на которые ни одна из сторон не смогла оказать никакого влияния“. Попадает ли нынешняя ситуация под форс-мажорные обстоятельства? Надеюсь, что да. Тогда нам не придется выполнять объемы, прописанные в 3d-договоре. И наши клиенты это поймут».