Для покорения вершин нужны стратегия, тактика, организация и, конечно, команда. Сергей Кофанов, чемпион России по альпинизму, самый молодой двукратный российский восходитель на Эверест, бизнес-консультант и мотивационный спикер, смог убедиться в этом не раз.
Эксперт делится своим опытом восхождения в горы с 2010 года и помогает компаниям применять его в достижении самых амбициозных целей. Именно с именем Сергея Кофанова связан первый случай в истории спасательных операций на Эвересте, когда пострадавшего удалось спустить с такой высоты силами одного человека. Смелости и силе духа этого человека еще раз удивились участники MICE Excellence Forum, который прошел 19 ноября в отеле Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park. Спикер выступил в рамках вдохновляющей программы форума «4 четверти».
Горы бросают вызов не только физическим способностям и мотивации альпиниста, но также его профессиональным и личностным качествам.
Настоящей проверкой на прочность стало восхождение на Эверест. Тогда, в апреле 2007 года, группа Кофанова и команда итальянских спортсменов поднимались к вершине с разницей всего в два дня.
Итальянцев было четверо. В их последний выход на вершину погода резко испортилась, начался сильный снегопад. Тогда они решили вернуться — поняли, что продвижение вверх равно смерти.
«Решение приняли правильное, но на спуске группа совершила грубейшую ошибку, забыв о такой ценности, как командная работа. Группе нужно было держаться вместе, но по какой-то необъяснимой причине их связка разорвалась», — рассказал Сергей.
Двое альпинистов ушли вниз, в лагерь, еще двое остались и потерялись. Одного из них так и не нашли, а второму, по имени Марко, просто сказочно повезло. Каким-то образом ночью, в непогоду, он умудрился найти путь практически с вершины в лагерь, который располагался на высоте 8300 метров.
«Но силы его оставили, и он не смог доползти до палатки каких-то 100 метров. Его нашла на следующий день уже моя команда. Марко не подавал тогда никаких признаков жизни. Помимо обморожения рук и ног, у него случился отек мозга, вызванный кислородной недостаточностью», — вспоминает альпинист.
Сергей понимал, что, если попросит членов команды остаться и помочь в спасательной операции, то неминуемо поставит под угрозу их жизни. Поэтому он принял решение отправить всех вниз, а сам остался с Марко. После сделанного укола дексаметазона — специального препарата, который резко активизирует всю гормональную систему человека — пострадавший альпинист пришел в чувство. Но, несмотря на это, идти он не мог. «В своем снаряжении Марко весил, наверное, около 100 килограммов, — заметил Сергей. — Поэтому я положил его на снег, схватил за ноги и тащил волоком там, где это было возможно».
Таким образом он тащил на себе еле живого итальянца 9 часов, пока они не дошли до лагеря, где им оказали помощь.
«После этого случая у меня часто брали интервью иностранные и российские журналисты, канал Discovery снял об этом фильм. И я часто задавался вопросом: „Как, находясь в таких сложных условиях, где трудно выжить самому, ты принял решение рискнуть собой, командой и оказать помощь совершенно незнакомому тебе человеку?“ Ответ нашелся: я принял такое решение, с которым мне потом будет нестыдно жить».
Если поискать информацию о Сергее Кофанове в интернете, то может сложиться впечатление, что перед нами сверхчеловек или супермен, который вместо завтрака бегает на Эльбрус, во время обеда поднимается на Монблан, а вечером у него еще остаются силы, чтобы спасти потерявшихся альпинистов где-нибудь в Гималаях. Но это совсем не так, уверяет спикер.
«Дело в том, что, когда я впервые поехал в горы, в 1995 году, то мое первое восхождение на вершину высотой чуть более четырех тысяч метров закончилось спасательной операцией, причем спасали меня. При подходе к отметке в четыре тысячи метров у меня началась апатия, усталость, пошла кровь из носа, я опустился на снег и не мог идти. Если бы не расторопность наших спасателей, то, возможно, я бы там и остался...», — уверен Сергей.
Уже вечером, когда все было позади, он подошел к своему тренеру и посетовал на то, что, видимо, альпинизм не его вид спорта и все, что ему остается, — смотреть на вершины гор с экрана телевизора. Ответ тренера тогда оказался неожиданным: «Это ничего, ты продолжай пытаться».
Неудачи на высоте не отбили у Сергея охоту заниматься альпинизмом. Ему нравились горы, люди, и в этом он черпал энергию.
«Я уверен, что в любом проекте, даже неприятном для вас, всегда можно найти что-то, что станет для вас источником энергии. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что на самом деле то чувство, которое ты испытываешь, стоя на вершине или пьедестале, настолько мимолетно, что не может быть мотиватором, тем, что позволяет тебе двигаться вперед даже к самой амбициозной цели. Что остается с вами надолго, так это те достижения, которые вы совершаете на своих ежедневных тренировках. На умении ценить свои маленькие успехи и можно строить личную мотивацию», — уверен альпинист.
Планкой для спортсмена была высота в 4 000 метров. У него не было даже мысли, что он попробует свои силы на большей высоте. Но однажды друзья позвали его на пик Ленина высотой 7 134 метра. «Где я, и где 7 000 метров?» — сказал я тогда своим товарищам. Но команда настаивала. И я согласился, четко решив для себя, что выше 4 000 метров не пойду. И вы знаете, что случилось в итоге? На пик из всей команды поднялись только двое — я и капитан команды», — удивляется до сих пор Сергей.
О чем говорит этот пример? О том, что, каким бы крутым специалистом в своей области вы ни были, всегда может найтись та гора, та вершина, та цель, на которую взойти в данный момент времени вы не готовы. Причиной могут бы не зависящие от вас обстоятельства. «Воспринимайте неудачи как неизбежность на пути к покорению вашего личного Эвереста!» — советует тренер.
Если вы будете слаженной командой единомышленников, если будете ценить ваши маленькие победы и находить возможности в происходящих вокруг изменениях, то вы точно будете лучшим в своем деле!
«Я вам искренне этого желаю», — сказал Сергей.