Тема сохранения и эффективного использования объектов, построенных специально для крупных событий, стала ключевой на дискуссии «Послезавтра: наследие мероприятий для дестинации», которая стала частью программы Meet Global MICE Congress 2023. Конференция состоялась в Москве 6 октября и объединила на своей площадке представителей MICE-индустрии из 14 стран.
Бывает, что после того, как отгремят фанфары и мероприятия, особенно такие крупные как Олимпийские игры, Чемпионаты мира и политические саммиты заканчиваются, принимающей стороне достаются только построенные конгрессные комплексы, спортивные сооружения и гостиницы. Однако при всем богатстве наследия дальнейшая жизнь эти объектов целиком зависит от действий властей по их развитию и эффективному использованию. Судьба некоторых — быть разобранными или закрытыми, а других — стать местом притяжения и обширного туристического интереса.
«Олимпиады в Турине, в Калгари, в Лиллехаммере — это примеры, когда событие прошло, а развития не последовало. Объекты были разобраны, а город возвращался к прежней жизни», — отметила модератор дискуссии Марина Усенко, партнер Commonwealth Partnership.
Почему же так происходит? И от кого зависит будущее этого достояния? Каковы практики долгосрочного управления наследием? Вот лишь некоторые из вопросов, которые модератор адресовала своим гостям — экспертам отрасли, принимавшим участие в организации крупнейших мероприятий.
Среди российских регионов огромный опыт в сфере проведения международных событий — у Казани: начиная с 2005 года, когда город отмечал Тысячелетие своего создания, здесь были проведены Всемирная универсиада, Чемпионат мира по водным видам спорта, Чемпионат мира по футболу, соревнования World Skills. При всех очевидных вызовах, которые стоят перед мегаполисами при организации мероприятий такого уровня, основа успеха — это работа команды, считают в столице Татарстана.
«Главное наследие — это люди и компетенции, которые приходят вместе с большими событиями, именно они позволяют городу и инфраструктуре и дальше быть востребованными. Поэтому наша организация — это, наверное, уникальный пример, когда оргкомитет масштабного события не был ликвидирован, а остался работать», — подчеркнул Максим Денисов, генеральный директор АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов».
Несмотря на то, что у большой стройки, с которой сопряжено любое значительное событие, почти всегда есть огромное число скептиков, ведь она создает неудобства местным жителям, все же «инфраструктура, которая остается после мероприятий, пусть и позже, но остается оцененной», — отметил спикер.
«Наша транспортная инфраструктура уже практически достигла предела. Гостиничная показывает 90 % загрузки, даже в так называемый мертвый сезон. Туристический поток в столицу увеличивается в геометрической прогрессии. В этом году мы ожидаем 4 миллиона туристов», — рассуждая о наследии проведенных мероприятий в Казани, отметил г-н Денисов.
Большие MICE-возможности после организации крупного политического события появились и у Самарканда — напомним, в 2022 году здесь состоялся саммит ШОС. При его подготовке нужно было продумать не только то, где разместить две тысячи гостей, но и как обеспечить безопасность пребывания 14 президентов! Поэтому было принято решение о строительстве новой площадки, которая теперь функционирует как туристический центр — «Silk Road Samarkand».
«Здесь можно провести бизнес-мероприятие и одновременно с этим познакомиться с культурой и гастрономией Узбекистана», — заметил Умид Зуннунов, директор по стратегическим коммуникациям центра.
Спикер добавил, что проведение масштабных мероприятий дает городу импульс развивать сферу туризма. Помимо комплекса, был запущен новый аэропорт Самарканда.
«За 8 месяцев текущего года совершено более 5 300 рейсов, полеты выполняют 19 различных перевозчиков. Возобновляются рейсы, которые когда-то были отменены. А в скором времени мы представим новую авиакомпанию — Air Samarkand, у которой также будут свои предложениями для туристов, в том числе для бизнеса и MICE», — сказал г-н Зуннунов.
К дискуссии присоединился Александр Гетман, заместитель генерального директора Национального выставочного оператора, которому приходилось работать управляющим директором на двух крупнейших выставках — «Экспо 2015» в Милане и «Экспо 2020» в Дубае.
В отличие от российского павильона в Милане, который после проведения выставки по условиям договора был демонтирован и утилизирован, организаторы «Экспо» в Дубае, несмотря на аналогичный договор, приняли решение сохранить особенно выдающиеся объекты, в том числе павильон России. Помимо художественной ценности, в ОАЭ просчитали и экономическую составляющую проекта, понимая, что площадки станут настоящими точками притяжения для туристов.
«В итоге решили, что российский павильон останется в Дубае на 5 лет. Сейчас он передан местной структуре, которая занимается продвижением российского бизнеса, стартапов и культуры», — добавил эксперт.
На месте масштабной выставки был возведен «Экспо Сити Дубай» — экологичный город, на котором можно перемещаться с помощью самоката или электрокара.
Об опыте Индии рассказал Джагдип Багат, президент Tourism India Alliance. По его словам, правительство страны очень заинтересовано в проведении крупных бизнес-мероприятий, так как «крупным городам это позволяет открывать новые возможности».
Кроме того, на примере Чемпионата мира по крикету Т20 г-н Багат показал, как власти Индии стремятся инвестировать в необходимую туристическую инфраструктуру.
«Именно здесь, в России, с которой у моей страны всегда были очень хорошие отношения, я хочу приоткрыть тайну — скоро в Индии пройдет один из крупнейших в мире чемпионатов, о котором вы скоро узнаете», — заключил спикер.
Мария Коваль